М. УТКИН
Кандидат экономических наук
Жители индонезийской провинции Аче, расположенной на северной оконечности острова Суматра, в иерархии наиболее ревностных поборников ислама в его "чистой" форме занимают особое место. Ачехцы рассматривают себя в качестве единственных правоверных мусульман во всей Индонезии. Это в значительной мере отражает фактическую ситуацию в регионе и является одной из видимых причин того, что в провинции действует движение "Свободный Аче" под лозунгом создания "независимого исламского государства".
Для объяснения такого феномена целесообразно обратиться к истории. Ислам пришел в Индонезию, как, впрочем, и во всю Юго-Восточную Азию, относительно поздно, в XIII - XIV вв. Его распространение шло наиболее активно на территориях вдоль торговых путей и носило очаговый характер. В результате в Аче, а также в Сунде на западе Явы, наиболее строго следуют всем канонам религии. К ним также следует в определенной степени отнести Восточную Суматру, Западную Яву, северное побережье Явы, Мадуру, Южный и Западный Калимантан, Южный Сулавеси и Северные Молукки.
Ислам распространялся от побережья в глубь страны с различной степенью успеха. В отличие от названных районов, в прочей Индонезии в духовной жизни населения сохранились следы доисламских религий и верований. Происходило смешение вероучения ислама с укоренившимися прежде индуизмом, исконным анимизмом и древними мистическими культами. Отсюда территориальные различия степени исламизации и практически повсеместный синкретизм конфессиональной ориентации мусульманского населения. На Яве такое синкретическое верование получило характерное название "джаванизм". Религиозные различия накладываются на этнические и иные противоречия, и это значительно усиливает роль религии в этой полиэтнической и полирасовой стране. Отсюда и неодинаковость приверженности населения различных регионов страны религиозным канонам, специфика восприятия коранических наставлений и их интерпретации местными священнослужителями. В Малайзи ...
Читать далее