Важной частью растущего потенциала сил мира являются, как подчеркнуто в Программе КПСС, антивоенные движения широчайших народных масс, которые "стали долговременным и влиятельным фактором общественной жизни"1 . Нынешний этап антивоенного движения - это своеобразный итог развития тенденции к укреплению потенциала мира, разума и добрей воли, которая стала устойчивой и в принципе необратимой. Среди антивоенных сил, говорилось на XXVII съезде КПСС, заметную роль играют некоммунистические, в том числе религиозные, течения и организации, которые выступают против войны2 .
Большинство современных пацифистских организаций в идеологическом отношении теснейшим образом связаны с традиционным пацифизмом - буржуазным и мелкобуржуазным идейно-политическим течением, в основе которого лежит стремление к искоренению войн методами ненасильственной борьбы. Однако их активные и решительные формы антивоенного протеста выходят за рамки пацифизма довоенных лет3 . Движение это переживает серьезные трудности, связанные прежде всего со стремлением реакционных сил расколоть и дискредитировать его участников. Настойчиво внедряются идеи о невозможности сотрудничества пролетарских, коммунистических и пацифистских сил в борьбе за мир4 . Западная пропаганда опирается на буржуазную историографию, которая уделяет большое внимание пацифистским движениям межвоенных лет. При этом делаются ссылки на опыт пацифистских движений межвоенного периода, которые носят явно спекулятивный характер: искажаются принципиальные установки марксизма в отношении пацифизма, ленинский подход к нему и сама история этого движения5 .
Идеалистическая методология в исследовании генезиса и природы, итогов и уроков антивоенного движения, эклектизм в понимании проблемы пацифизма делают невозможным объективную оценку его действительной роли. В буржуазной историографии наметились в этом плане различные течения. Либеральное направление изображает буржуазно-пацифистские силы как ведущие в антивоенных движениях, отрицает
1 Материа ...
Читать далее