Одним из фундаментальных принципов ислама является слияние светского и духовного начал в управлении общиной мусульман. После смерти Мухаммеда халифат как форма правления, воплощавшая идею нераздельности светского и духовного начал, утвердился в большей части мусульманского мира. На смену халифату Аббасидов, существовавшему с середины VIII в. (с XIII в. халифы из этой династии уже не имели реальной власти), постепенно в результате турецких завоеваний XV-XVI вв. сформировался османский халифат. Османские султаны сохраняли титул халифов до 1924 г., когда спустя год после провозглашения Турецкой республики халифат был упразднен, а последний халиф выслан за пределы Турции.
Вопрос о законности османского халифата с точки зрения норм ислама неоднократно обсуждался в русской и советской историографии. Об этом писали В. В. Бартольд, В. А. Гордлевский, А. С. Тверитинова и другие1 . Решая отрицательно вопрос о праве и притязаниях османских султанов на халифат, некоторые из историков ссылались на отсутствие в османских средневековых хрониках описания церемонии передачи султану Селиму I (1512 - 1520 гг.) халифского титула и священных реликвий последним аббасидским халифом. В настоящее время в свете новых материалов по данному вопросу сама по себе проблема законности османского халифата или же его "фальсифицированной версии", по выражению А. С. Тверитиновой2 , представляется предметом схоластического спора. Мусульманская догматика с ее широким спектром школ и направлений дает возможность "обосновать" правоту и сторонников и противников османского халифата. Об этом свидетельствует острая борьба, развернувшаяся в правящих кругах Османской империи в последней четверти XIX в., когда вопрос о халифате стал орудием текущей политики.
Султан Абдул-Хамид II (1876 - 1909 гг.) был озабочен в первую очередь политическими, а не религиозными проблемами, рассматривая халифат как средство укрепить собственную власть и авторитет, добиться мусульманского единства в борьбе с европейской политичес ...
Читать далее