Интеграция - сложный феномен. Ученые выделяют два ее вида - социальную и системную. Под социальной интеграцией понимается объединение различных групп внутри общества1; вторая имеет дело с субсистемами общества2. Очевидно, что интеграция изменяет прежнее состояние: вместо привычных ориентиров, ценностей и структур допускаются или создаются новые. Ф. Тённис подчеркивал естественность подобных трансформаций в современном обществе, в ходе которых проявляется функциональная дифференциация3.
Попытка применить размышления ученых-обществоведов к западноевропейской интеграции сталкивается с рядом трудностей. Речь идет, в первую очередь, о появлении самостоятельного наднационального уровня, которого до того времени не знала история человечества. В ходе интеграции (добровольного объединения суверенных стран) происходила передача национальных полномочий, сопровождавшаяся образованием особых органов власти. Она осуществлялась государствами, отличавшимися друг от друга как конкретными формами, так и степенью суверенитета. ФРГ, к примеру, не была полностью независимой.
Если исходить из имеющихся трактовок ученых, то фактически об интеграции в традиционном понимании можно говорить лишь после того, как произошло укрепление наднационального уровня, то есть с конца 1950-х годов4. Интеграционные теории появились еще позднее5. Следовательно, вопрос о том, что представляет собой интеграционный процесс с 1947 по 1957 г. отнюдь не праздный.
К сожалению, в научной литературе практически отсутствуют попытки проанализировать западноевропейскую интеграцию как развивающийся процесс6. В одном из последних немецких учебников читаем: интеграция - "мирное и добровольное соединение обществ, государств и экономик за пределами существующих национальных, конституционно определенных и экономических границ"7. Вряд ли имеет смысл писать, что общества, государства и экономики не одно и тоже, что даже соединение экономик не означает интеграцию обществ, а соединение всех европейских об ...
Читать далее