Истоки формирования староверческих взглядов на западноевропейские исповедания следует искать в XVII столетии, когда вырабатывались идеология и литургическая практика раннего старообрядчества. Центральным звеном идеологии старообрядцев уже в ранний период развития раскола стало неприятие никоновских новшеств из-за мнимой их схожести с "латинством"1.
На Руси Римская церковь всегда воспринималась в качестве отступницы от истинного правоверия. Старообрядцы унаследовали это положение, развивая идею "о трех отступлениях", высказанную в изданной в Москве в 1648 г. "Книге о вере" - важнейшем источнике формирования староверческой идеологии. В "Книге о вере", представляющей собой сборник богословских сочинений украинско-белорусского происхождения, недвусмысленно выражалась православная позиция относительно римского католичества и унии: "По тысящи лет от воплощения Божия Слова Рим отпаде со всеми западными странами от восточныя церкве. В пятьсотное же девять десят пятое лето по тысящи жителие в Малой Русии к Римскому костелу приступили... се второе отрвание христиан от восточныя церкве... Егда исполнится 1666 лет да нечто бы от прежебывших вин зло некакова не пострадати и нам"2. Ожидание грозных перемен в указанную дату, представляющую собой, с позиций ревнителей старины, "число зверя", оправдалось: в 1666 - 1667 гг. на Московском соборе, предавшем всех противников никоновских реформ анафеме, по мнению староверческих писателей, произошло третье отступление от православия, пророчески предугаданное в "Книге о вере".
Представления о Римско-католической церкви как "отступнице" и о никонианской церкви как о ее главной "преемнице" обнаруживаются и в старообрядческих сочинениях XVIII столетия. В книге "Виноград Российский" - мартирологе пострадавших за старую веру, созданном в начале 1730-х гг. знаменитым выговским писателем Семеном Денисовым (кн. Мышецким), - враждебность к католическому Западу основывается непосредственно на теории "трех отступлений", причем автор д ...
Читать далее