Туркменское ковроткачество имеет многовековую историю и богатые традиции. В туркменском изобразительном искусстве в конце 20-х -начале 30-х годов прошлого века утвердились новые формы ковровых изделий. Сначала получили распространение портреты, сотканные по инициативе самих мастериц. Эта традиция впоследствии была развита художниками-профессионалами. Со временем идейно-художественные задачи усложнились и появились сюжетные ковры, которые, сохраняя функцию украшения интерьера, вышли за рамки прикладного искусства. В них нашли отражение такие темы, как дружба народов, борьба за мир, конный пробег и т.д. Но в то же время в коврах сохранялись исконные традиции, проявляющиеся не только в технических особенностях ручного ткачества, но и в соблюдении привычных колористических сочетаний. Как правило, эти ковры ткали к знаменательным датам, что несколько ограничивало их тематику.
В сюжетные ковры на первых порах переносились принципы станковой живописи. Затем наметились поиски нового художественного языка, новых композиционных и пластических решений, близких к плакатному искусству.
Один из первых художников Туркменистана, внесший заметный вклад в становление и развитие сюжетного ковроделия, был С.Н.Бегляров -автор таких известных полотен, как "Туркменки", "Конный пробег", "Передача коней".
Бегляров много ездил по стране, ему довелось увидеть своеобразные зажигательные танцы белуджей, поразившие его творческое воображение своей стремительностью, четким ритмом, резкой пластикой движений. И, как писала жена художника, "этот вихрь движения он воплотил в картине "Танец белуджей", созданной в 1933 году". На ее основе был разработан эскиз для ковра с одноименным названием. В процессе создания эскиза для коврового панно С.Н.Бегляров руководствовался принципами западноевропейского гобелена и традициями туркменского ковроделия. Удача этого произведения, как отмечали критики, свидетельствовала о растущем мастерстве художника. К сожалению, картина не сохранилась, не сохранился и эски ...
Читать далее