После национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии (1924 - 1925 гг.) одним из условий их успешного развития являлось дорожное строительство, а прежде всего проведение железной дороги, которая соединила бы Таджикистан с Узбекистаном, т. к. Душанбе сообщался с Ташкентом, Самаркандом, Бухарой верховыми и вьючными тропами, проложенными сквозь тугайные заросли и горные перевалы. Перевозка промышленных товаров и строительных грузов была сопряжена с огромными трудностями. Даже почта доставлялась в лучшем случае на третий месяц. Вопрос дорожного строительства был для Таджикистана "одновременно вопросом товарности и рентабельности сельского хозяйства, втягивания Таджикистана в систему хозяйства всего Союза, уничтожения разобщенности, подрыва и ликвидации остатков феодализма, снижения цен на промтовары, рентабельности экспортных статей страны, предпосылкой к созданию и развитию промышленности, как обрабатывающей, так и добывающей"1 .
В этой связи рассматривался проект строительства железной дороги Термез - Душанбе. Если взглянуть на карту, станет ясно, почему был избран именно такой маршрут: сразу на север из Душанбе в Ходжепт (ныне Ленинабад) и Ташкент или на северо-запад в Самарканд и Бухару проложить железнодорожную колею мешают Гиссарский и Зеравшанский хребты. Пришлось совершать обход, пролагая путь по Сурхандарьинской долине, из Душанбе на юго-запад. Там-то, на границе с Афганистаном, и лежит центр Сурхандарьинской обл. г. Термез. До нашей эры он был одним из культурных оазисов Бактрии, в начале н. э. расцвел при кушанских владыках и сохранил свое значение после арабского завоевания VII в., став значительным средоточием ремесла, торговли и речным портом. Буддийское святилище Кара- Тепе хранило тут многочисленные памятники древности; в IX - X вв. был возведен загородный дворец местных сеидов Кырк-кыз; с XI в. строились мавзолей Хаким аль-Термези и ансамбль Султан-Саадат. Опустошенный в 1220 г. войском Чингисхана, город возродился позднее на ...
Читать далее