В 1586 г. оппозиция, возглавленная И. П. и А. И. Шуйскими, попыталась отстранить от власти Бориса Годунова, решив воспользоваться "неплодством" его сестры царицы Ирины. Наиболее подробный рассказ о "деле" знатнейших князей Суздальского дома, поддержанных митрополитом Дионисием и крутицким архиепископом Варлаамом Пушкиным, читаем в одной из "русских" статей Хронографа 1617 года. Здесь сообщается, что "премудрый граматик" Дионисий, И. П. Шуйский и другие "большие" бояре и вельможи "царёвы полаты и гости московские и все купецкия люди учиниша совет и укрепишася между себе рукописанием бити челом" Федору Ивановичу "царьского ради чадородия" "прияти бы ему второй брак", а первую жену "отпустити во иноческий чин". Государев шурин Борис Годунов, "таковый совет уведав", - продолжает анонимный публицист (принадлежавший, вероятно, к соборному духовенству столичного Кремля), - "люто...растерзает...совокупление" своих противников: сослал "первосвятителя", Шуйских "и прочих чинов всяких, митрополичьих и княжих советников"1 .
На основании этих строк Р. Г. Скрынников полагает, что бояре (следом говорится уже про Дионисия с Шуйскими) созвали совет, выразивший волю всей "земли"; "письменный документ", выработанный "земским совещанием", его участники скрепили подписями2 . Благодаря Пискарёвскому летописцу известно, что Грозному били челом "за руками" об отмене ненавистной опричнины. Допустимо считать, что это сделали члены Земского собора 1566 года. С точки зрения В. И. Корецкого, коллективное "челобитье" подавалось "яростивому" самодержцу в ответ на "поставление" великим князем Симеона Бекбулатовича (в обход царевича Ивана) участниками следующего такого собора, который состоялся в 1575 году3 . Тот же исследователь предположил, что прошение "святожительному" Федору о разводе с Ириной наряду с представителями духовенства и "верхушки" московского посада подписали дворяне. Скрынников, пишущий об этом в утвердительной форме4 , в одной из своих работ заметил, что земское "челобитье" "рав ...
Читать далее