В последние годы внимание исследователей все чаще привлекает тема взаимодействия цивилизаций. Цивилизационный подход к истории Черного континента распространяется все шире и в африканистике. Колониализм в таком контексте рассматривается как взаимодействие цивилизаций - соответственно западной и местной, африканской. Правда, не существует единого мнения, можно ли говорить о единой "тропическоафриканской" цивилизации или о ее локальных вариантах1 .
Специалисты, изучающие социокультурное взаимодействие Африки и Запада, чаще употребляют понятие "взаимодействие культур"2 . Однако более удачным представляется достаточно широко употребляемый культурологами и историками термин "встреча культур" - ведь взаимодействие при контакте культур происходит вовсе не обязательно. Предмет данного исследования - европейские миссионеры как носители и проводники европейской культуры в Тропической и Южной Африке. Мы не рассматриваем чисто религиозную деятельность миссионеров, о которой написано довольно много, а, наоборот, экстрарелигиозную, т.е. выходящую за рамки теории и практики распространения Слова Божья в Африке. Хронологические рамки нашего материала определены архивными документами, на основе которых он написан, - с середины XIX по конец первой трети XX в. Как раз в это время проходило активное проникновение европейских метрополий в глубь континента. В статье использованы материалы архивов Франции - Архив заморских территорий Франции, г. Экс-ан-Прованс3 , - Германии - Федеральный архив ФРГ, Берлинского миссионерского общества, - Намибии - Намибийский национальный архив.
В советской историографии Африки, как и в исследованиях стран соцлагеря, было принято трактовать миссионерскую деятельность в Африке накануне колониального раздела и в последующие годы как проколониальную: "В начале XX в. роль христианских миссионеров как агентов империализма становилась все более ясной народам колониальных стран"4 . В коллективной монографии, посвященной взаимодействию культур в Африке, отмечает ...
Читать далее