Объединяющаяся на наших глазах Европа ищет легитимации в своем прошлом, богатом конфликтами, распрями, большими и малыми войнами, геноцидами, а на рубеже третьего тысячелетия - еще этническими чистками и так называемыми "зачистками". Прошлое континента, однако, богато не только неслыханными человеческими трагедиями, но также и величайшими открытиями, совершенными творениями человеческого духа и ума, непревзойденным вкладом в мировую цивилизацию во втором тысячелетии нашей эры. Старый Свет делает сегодня серьезную заявку на упразднение межгосударственных границ и создание гармоничного и бесконфликтного сообщества наций, ядром и инициатором которого является быстро прогрессирующий Европейский союз.
Несомненный успех интеграционных процессов на континенте ставит перед исторической наукой, в первую очередь стран уже вошедших в Европейский союз, принципиально новую задачу осмысления и освещения европейского прошлого с позиций новой интегрированной Европы 1 .
Раньше всех на путь создания реального единства вступили представители политики и экономики. Настал теперь черед и исторической науки. И нет ничего в том удивительного. Если представители католицизма и православия проявляют склонность отложить в сторону свои стародавние дискуссии по богословским проблемам и вновь разгорающиеся канонические споры насчет прозелитизма, если обе ветви христианства готовы в принципе искать пути мирного сосуществования с исламом, то уж европейским историкам тем более пристало внести свой вклад в дело строительства новой Европы.
"Европа строится" - этими словами начинается краткое предисловие Жака Ле Гоффа к книге немецкого автора, вышедшей в свет в серии "Строить Европу", издаваемой по его же инициативе 2 . Заканчивается же оно вопросами: "Кто мы, откуда мы пришли, куда мы идем?". Эти три вопроса - три ориентира нового направления в европейской историографии.
Если культурное единство Европы, выраженное в общепризнанном понятии "европейская культура", давно утвердилось как в науке, так ...
Читать далее