Социальная мобильность - одна из важнейших характеристик общества, определяющих его своеобразие, наряду с экономическим укладом, политическим устройством и системой ценностей. Изучение социальной мобильности позволяет лучше понять в целом жизнь общества, но историки касаются данной проблемы, как правило, лишь попутно. Социологи выделяют два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную (перемещение из одного социального слоя в другой).
Представления о горизонтальной мобильности в древней Руси устойчивы. Не используя самого термина "горизонтальная мобильность", историки писали об этом явлении еще в середине XIX в., когда и утвердилась идея о постоянном и всеобщем переселении в киевский период. Эти непрекращающиеся "птичьи перелеты" из края в край были определены как "колонизация". СМ. Соловьев считал колонизацию одним из важнейших условий, повлиявших на ход русской истории1. В. О. Ключевский называл ее основным фактом русской истории. "История России, - писал он, - есть история страны, которая колонизуется". По его мнению, процесс передвижения того или иного рода затрагивал практически все слои населения. С места на место, из области в область передвигались князья, становясь, по его выражению, политической случайностью, следом за ними тянулись дружинники, бывшие, как и князья, перелетными птицами Русской земли2. В двух направлениях - на юго-запад и северо-восток - двигалась основная масса населения.
В числе сторонников этой точки зрения оказался и Д. И. Иловайский с его рассуждениями о "подвижности сельского населения, всегда готового... оставить свои непрочные жилища и перейти на другие, более удобные земли"3. Возражал против нее Н. П. Павлов-Сильванский. "Некоторая подвижность, связанная с основными началами средневекового порядка, - утверждал он, - в удельной Руси, несомненно, была... но только некоторая подвижность, и притом отнюдь не являющаяся характерною чертою русской древности"4. Противоречивую позицию занимал М. Н. Покровск ...
Читать далее