Народничество и Китай, влияние народничества на китайскую революцию и социализм - одна из тем непрекращающихся с 80-х годов XX в. научных поисков и дискуссий среди китайских ученых. В течение определенного времени споры велись в небольшом кругу китайских исследователей. Поэтому они не вызывали большого интереса. За последние четыре-пять лет теоретики, занятые изучением китайской идеологии, известные историки, и в том числе президент Академии общественных наук Китая Ху Шэн приняли участие в этой дискуссии, поставив вопрос об отношении Мао Цзэдуна к народничеству. Они находили, что "Мао в известной мере был подвержен влиянию идей народничества". Этот вопрос сразу же привлек внимание общественности и обострил научную полемику, которая в последние три-четыре года вышла далеко за рамки исторической науки, и стала, в свою очередь, одной из горячих точек споров, привлекших к участию в нем многих исследователей китайской мысли и культуры.
Цель настоящей статьи - ознакомить читателей с некоторыми проблемами народничества, дискутирующимися в научных кругах Китая.
1. Традиции народнической идеологии в Китае.
Среди китайских ученых утвердилась точка зрения, что в истории Китая существовали традиции народнической идеологии. Это явление определялось социально-экономическими условиями страны в новый и новейший периоды ее истории. С конца XIX и в начале XX вв. в Китае несколько ускорилось развитие капитализма: крупные чиновники, землевладельцы, вкладывавшие капиталы в промышленность и торговлю, превращались в буржуазию; торговцы и владельцы мануфактур с ростом своих капиталов составляли низшие слои буржуазии. Появление этих слоев отражало потребности капиталистического развития. С развитием капитализма огромные массы крестьянства теряли землю и становились на путь разорения и обнищания. Широкие слои населения с появлением капитализма стали испытывать страх и беспокойство. Усилившаяся феодальная эксплуатация вызывала недовольство и порождала требование разрешения земельного вопро ...
Читать далее