Часть первая
Вряд ли можно серьезно оспорить тезис, что о чувствах, мыслях и поступках людей, живших в другие времена и в иных районах земного шара, создавших культуру, не похожую на нашу, лучше всего судить по плодам их собственной духовной, умственной и материальной деятельности, а при отсутствии таковых - по высказываниям их ближайших потомков, преемников и соседей. В этом плане исследователь периода Шан- Инь (XVIII/XVII - XII/XI вв. до н.э.) находится в благоприятной ситуации: в его распоряжении имеются и первые и вторые. Для данной статьи -это шан-иньские надписи на гадательных костях и щитках черепах, по-китайски именуемые цзягувэнъ 1 , и один из древнейших письменных документов следующей, чжоуской, эпохи (XII/XI - III вв. до н.э.) - Шан шу 2 .
Период Шан-Инь (1766 - 1122 или 1600 - 1027 гг. до н.э; его полная хронология представлена в таблице, на которую и будут даваться необходимые отсылки) 3 в качестве объекта исследования настоящей работы выбран не случайно. Он является важной вехой в историческом развитии Китая, ибо на него приходится первый этап прямого, в генетическом плане, формирования китайской цивилизации. Именно тогда появились крупные города - центры административно-политической, экономической, культурной и религиозной жизни 4 ; письменность, которая хотя и претерпевала видоизменения, однако оставалась в русле эволюционной преемственности и не только сохранилась до наших дней, но ее даже удалось приспособить к компьютеру; великолепное достижение шан-иньских мастеров - металлургия бронзы - соединение научной и технической мысли с художественным вдохновением и религиозными представлениями; колесницы как средство передвижения и ведения войны 5 и др.
Названные достижения, сколь крупными и значимыми бы ни были, не отражают всех сторон жизни шан-иньского общества и его вклада в сокровищницу истории Китая. В его недрах возникли политическая система и социальная структура с ваном во главе, аристократией и чиновничеством на средних ступенях, а также, в их ...
Читать далее