Оценки исторических фактов и основанные на них характеристики исторического процесса и его деталей зависят от количества и качества источников - тех клеточек общественной памяти, которые хранят в себе крупицы достоверной информации о прошлом. Древняя и средневековая русская история бедна источниками. И главная тому причина - бытовая. Средневековые рукописи всегда концентрировались в городах, бывших основным средоточием письменной культуры. Но в отличие от западноевропейских русские города в средневековье были деревянными, что определялось и условиями климата, и обилием дешевого строительного материала. Главным же их бедствием были пожары, десятки и сотни которых на протяжении столетий систематически уничтожали городские улицы, кварталы, а подчас и целые города. Сообщениями о пожарах пестрят летописные рассказы, а раскопки показывают, что гибель от огня была практически неотвратимым концом любого городского строения. В огне горели вместе с домами и наполнявшей их утварью иконы и книги, пергаменные акты и берестяные письма.
Чем дальше в глубь веков, тем меньше источников. Главный инструмент познания средневекового прошлого Руси - летописи, но их рассказы о событиях IX-XII вв. сохранились лишь в переделках XIII-XVIII столетий. От XI в. не уцелело ни одного пергаменного акта, от XII в. их до нас дошло только два. Поэтому, изучая ранние века русской истории, исследователи (до обнаружения берестяных грамот, во всяком случае) были лишены современных исследуемому событию подлинных письменных источников.
Возможно, однако, что это не главное. Главное состоит в том, что основной источник знаний о начальных веках русской истории - древнейшая летопись "Повесть временных лет" - является в равной степени продуктом и историографии, и художественной литературы. Она не прямо отражает современную ее рассказам действительность, а через призму художественного осмысления, не делая различия между достоверным и легендарным. Подобный синтез существовал на протяжении всего периода летописа ...
Читать далее