Еще 15 - 20 лет назад внятно объяснить, что означает слово "джихад" могли только ученые-востоковеды. Наиболее распространенное толкование "джихада" было таким: это понятие из Корана, ассоциирующееся в основном со "священной войной" против иноземных захватчиков, пришедших из Европы на земли мусульман во время крестовых походов. С конца прошлого века слово "джихад" как бы само собой "открепилось" от Корана. "Джихадом" стали называть любое противоборство мусульман против любого другого "иноверного" (причем не обязательно христианского) сообщества.
В этом контексте название книги историка М. Ю. Крысина "Джихад: от Кашмира до Нью-Йорка" (ООО "Издательский дом "Вече", 2005 г., 480 с.) более или менее точно отражает существо вопроса. Вооруженное противостояние индусов и мусульман в начале прошлого века, спровоцированное англичанами при разделе южноазиатской части Британской империи, вполне можно рассматривать (по крайней мере, с позиции мусульман Британской Индии) как разновидность джихада.
Ценность работы М. Ю. Крысина в том, что он, в отличие от многих других современных исследователей, пытается, с одной стороны, проанализировать исторические корни джихада, но с другой - не углубляется слишком уж далеко в историю. Он ставит перед собой весьма сложную задачу: найти ту временную "точку отсчета", когда джихад стал приобретать современные черты - черты международного терроризма, и проследить его историю, начиная именно с этой точки.
В части 1-й книги, озаглавленной "От Кашмира до Египта", приводится множество эпизодов борьбы радикальных группировок мусульман - уже в первой половине XX в. их называли "исламистами" - против тех, кого они считали "иноверцами", причем не только в сугубо религиозном, но и в политическом плане. Индия первой столкнулась с крупномасштабным джихадом: мусульманские экстремисты были инициаторами резни в Пенджабе, Бенгалии, а затем в Кашмире. Затем исламский фундаментализм набрал силу в Пакистане.
Мощными стимуляторами идей джихада стали вторжение совет ...
Читать далее