Речь пойдет о лиро-эпической поэме Николая Клюева (1884-1937) "Погорельщина". В ней с наибольшей силой выражены идеалы поэта, неповторимые особенности его художественного видения мира. Это своеобразное поэтическое завещание писателя потомкам, полное проницательных пророчеств и предупреждений, которым они, к сожалению, не вняли.
В центре поэмы - трагическая судьба русского крестьянства в период ликвидации кулачества как класса, то есть уничтожения самой работоспособной части сельского населения и начавшегося на этой почве отчуждения хлебороба от земли, вымирания деревни с ее многовековой культурой. Писать об этом открыто, конечно, было нельзя. Поэтому Клюев прибегает к апокалипсическому сюжету о приходе антихриста, к историческому сказу, относя время действия к эпохе Никона.
Идея поэмы выражена уже в ее заглавии, которое соотносится с сюжетными ходами, со всеми образами произведения.
Существительного "погорельщина" нет ни в "Толковом словаре русского языка", ни в Словаре Даля. Но семантика его прозрачна. Она соотносится со значением слов погореть (сгореть), погорелый (пострадавший от пожара, погоревший), погорелец (тот, у кого сгорело имущество, жилище во время пожара), гарь (выгоревшее или выжженное место в лесу). Погорельщина - это местность, лишенная жизни.
Змей, с которым сражается на иконе Егорий, оборона избяного рая, извергает из пасти пламя, уничтожающее все живое. Именно он и превратил родину поэта в погорельщину, страну без единого цветика.
В апокалипсическом сюжете поэмы отчетливо проглядывают черты современной Клюеву советской действительности. В трогательном прощании схимников с обитателями леса - зверями и птицами - слышны скорбь и страдание раскулаченных крестьян, высылаемых из родных, насиженных мест в далекие холодные края - Нарым, Колыму. В бегстве из лесов зверей, а из водоемов рыб видны результаты индустриализации.
Потаенный смысл поэмы не остался незамеченным следственной комиссией, ведущей дело Клюева. Поэту было предъявлено обвинение в несоглас ...
Читать далее