Проблемы, связанные со сферой образования, во все времена способны вызвать ожесточенные споры и дискуссии. 30 - 40-е годы XIX в. не стали исключением. В этот период во Франции между собой боролись церковь и Университет за возможность возглавить образовательную сферу. Вполне естественно, что различные общества, объединения и газеты не могли остаться в стороне от этой борьбы.
Активную позицию в обсуждении данного вопроса заняли и республиканцы. Один из республиканских журналистов, Бадо-Ларибьер, в 1845 г. приглашал демократических муниципальных советников строить школы и создавать для школьных учителей такое же достатойное материальное и моральное положение, как у священников или мировых судей. "Пусть каждая коммуна, - писал он, - будет снабжена школьным зданием: учреждение гораздо скорее входит в нравы, когда материальный символ, вроде здания, прикрепляет его к почве"1.
Вопросы, связанные с образованием, вызвали серьезную полемику между газетами "Le National" и "La Reforme" и даже внутри них. Например, представители "La Reforme" видели в свободе обучения один из необходимых видов свободы2. Сторонники более умеренного издания "Le National" считали, что во главе сферы образования должно стоять государство, или как минимум, государство должно тщательно наблюдать за ней3.
Вопрос о свободе обучения был очень важен, так как скрывал еще более серьезную проблему: кого поддержать - Университет или клерикалов. Университет выступал за свободу преподавания и обучения, а клерикалы и духовенство хотели сохранить контроль над образовательной сферой. Поэтому принять или отвергнуть принцип свободы обучения, значило поддержать либо Университет, либо духовенство.
И в данной ситуации "Le National" начал критиковать французский университет, которому были подчинены как средняя, так и начальная школы, за отсутствие морального воспитательного влияния, презрительное отношение к школьным наставникам и учителям и, наконец, привязанность к отжившим методам. Но в то ...
Читать далее