Февральская буржуазно-демократическая революция практически не решила ни одного вопроса, кроме свержения самодержавия. Временное правительство не могло и не хотело проводить никаких революционных преобразований в стране, предполагая ограничиться отдельными реформами и некоторыми изменениями государственного аппарата. "Финансовая газета", выражавшая точку зрения представителей крупного капитала в правительстве, подчеркивала после Февральской революции: "Мы не накануне социального переворота, а лишь накануне социальных реформ"1 . Представители буржуазии всячески рекламировали свое кредо, заключавшееся в том, что "капиталистический класс России не только не возражает против широкого социального законодательства в рамках капиталистического строя, но и всячески поддерживает правительство в этой области"2 .
Однако для того, чтобы успокоить народные массы, Временное правительство вынуждено было осуществить ряд мер, которые должны были создать впечатление демократизации управления страной. Именно эту цель и преследовало образование комитетов Временного правительства в области продовольственного дела, земельных отношений, рабочего вопроса, регулирования экономики, снабжения, путей сообщения, просвещения.
Комитеты эти отличались от старого аппарата управления и занимали особое место в общей структуре государственной власти того времени. В них сочетались черты государственного учреждения и выборности, но преобладающим являлось государственное начало, во-первых, в силу того, что по закону председательствовали в комитетах министры или их товарищи, а во- вторых, потому, что делопроизводство комитетов (то есть реализация их полномочий) осуществлялось аппаратом тех министерств, при которых они создавались. Комитеты являлись частью государственного механизма, поскольку были связаны с ним иерархичностью и полномочны были совершать действия, составляющие монополию государства. Представительное начало в комитетах в классовом отношении тоже в значительной степени тяготело к государств ...
Читать далее