30 лет назад М. Н. Тихомиров четко сформулировал выработанный к тому времени советской наукой взгляд на причины возникновения городов на Руси: "Настоящей силой, вызвавшей к жизни древнерусские города, было развитие земледелия и ремесла в области экономической, развитие феодализма - в области общественных отношений"1 . Эта мысль продолжает плодотворно развиваться и обогащаться учеными, опирающимися на марксистскую методологию, постоянно совершенствующуюся методику исследования и с каждым годом возрастающий фонд источников, главным образом вещественных. В последние годы возникают все новые и новые теории происхождения городов на Руси, впрочем, в рамках признания их порождением феодализации восточнославянского общества. Но наряду с этим высказываются сомнения в феодальной сущности древнерусских городов, да и в самом процессе феодализации восточнославянского общества как главной причины их возникновения. Это побуждает вновь обратиться к истокам городов на Руси2 .
Тема возникновения древнерусских городов теснейшим образом связана с более общей проблемой феодализации восточнославянского общества. Это признают даже те историки, которые подвергают сомнению феодальную сущность Киевской Руси (по крайней мере первых двух-трех столетий ее государственного бытия) и ее городов. Например, И. Я. Фроянов, считающий, что феодализм не утвердился на Руси еще и в XII в., главные усилия прилагает к тому, чтобы доказать родоплеменное, а не феодальное происхождение и суть городских ее центров3 . В серии своих статей и в изданной в 1974 г. книге И. Я. Фроянов, по существу, утверждает, что Древнерусское государство не было феодальным4 . Как отмечал Л. В. Черепнин, рассуждения этого историка "ведут его, вопреки фактам, к признанию Киевского государства XI- XII вв. рабовладельческим"5 и (добавим мы) в значительной мере родоплеменным. Некоторые последователи И. Я. Фроянова идут еще дальше. Так, А. Ю. Дворниченко полагает, что даже в XIV- XV вв. на Руси феодальное общество продолжало оставаться ...
Читать далее