Неослабевающий в советской медиевистике интерес к теме данной статьи определяется в первую очередь значимостью города как явления в истории средневекового общества. Его возникновение знаменовало собой начало этапа развитого феодализма с характерной для него мелкотоварной экономикой, нарушившей натуральный характер хозяйства. Развитие города усложнило социальную структуру общества, вызвав к жизни новую общественную силу - сословие горожан со своими формами социальной борьбы, культуры и идеологии. Город не только оказал влияние на все стороны жизни феодального общества, но существенно ускорил самый ее темп благодаря импульсам, идущим от ремесла, торговли, политической активности городского населения и т. д. Наконец, город явился "колыбелью буржуазии", лидируя по сравнению с деревней в процессе генезиса капитализма. Все это подтверждает справедливость оценки К. Марксом вольных городов, вписавших "блестящую страницу" в историю средневековья 1 .
Многочисленные усилия ученых в этой области знания и прежде всего медиевистов, поскольку в статье речь пойдет о западноевропейском городе в средние века, все еще не исчерпали "городского вопроса". Это объясняется как многозначностью последнего, так и спорностью некоторых уже предложенных решений. Самый характер споров, имеющих к тому же давние традиции в советской медиевистике, делает целесообразным небольшой экскурс в прошлое.
Советская урбанистика прошла общий с медиевистикой путь развития, в ходе которого она оформилась как самостоятельное направление со своим специализированным центром и печатным органом 2 . Расширилась география исследуемых западноевропейских городов, ранее ограниченная историей французского и немецкого города. Изменился самый характер работ, в которых компилятивность и схематизм уступили место научной конкретности, питаемой живым материалом источников. Об углублении научного анализа городской истории свидетельствует рост числа работ монографического характера, а также усложнение исследовательской методики ...
Читать далее