В советской историографии отвергнуты унаследованные от дворянско-буржуазной науки представления о том, что горцы Кавказа вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции находились на доклассовой, патриархально-родовой ступени развития1 . Не получил в ней признания и тезис о рабовладельческом характере их древнейших классовых обществ2 . В противовес названным версиям сложилась и стала фактически общепризнанной концепция развития классового общества у населения горного Кавказа по пути разложения общинного быта и формирования раннефеодальных отношений. Однако среди большинства ее сторонников нет единомыслия: они либо принижают уровень социальной организации горцев, акцентируя внимание на пережитках первобытно-родового строя в ущерб оценке феодализирующегося характера местных обществ3 , либо допускают преувеличение степени развития у них феодальных отношений4 , либо уклоняются от конкретизации своих взглядов, ограничиваясь нечеткими суждениями общего плана5 . В целом в изучении социально-экономических проблем у
1 Библиографию и критику работ см.: В. К. Гарданов. Обычное право как источник для изучения социальных отношений у народов Северного Кавказа в XVIII - начале XIX в. "Советская этнография" (СЭ), 1960, N 5; А. М. Лодыженский. Формы переходе от первобытнообщинного строя к классовому обществу (по материалам Северного Кавказа). "Научные доклады высшей школы". Исторические науки, 1961, N 2; В. Б. Виноградов, И. К. Лосев, А. А. Саламов. Чечено-Ингушетия в советской исторической науке. Грозный. 1963; Р. Л. Харадзе, А. И. Робакидзе. Характер сословных отношений в горной Ингушетии. "Кавказский этнографический сборник". Т. II. Тбилиси. 1968.
2 Библиографию и критику работ см.: А. П. Новосельцев, В. Т. Пашуто, Л. В. Черепнин. Пути развития феодализма. М. 1972; А. П. Новосельцев. Пути развития и особенности феодальной формации в странах Закавказья. Автореф. докт. дисс. М. 1973; Г. А. Меликишвили. К вопросу о характере древних закавказских и средневековых горских ...
Читать далее