Заключение Айгуньского (1858 г.) и Пекинского (1860 г.) договоров, официально закрепивших Приамурье и Южно-Уссурийский край в составе России, поставило перед правительством задачу их скорейшей колонизации, целью которой было включение присоединенных территорий в административное и правовое пространство империи. Первый этап предполагал фактическое занятие края, его заселение и начальное хозяйственное освоение. Для решения этих задач предстояло провести комплекс мероприятий по разработке и созданию эффективной системы местного управления.
Процесс обсуждения основ административного устройства Дальнего Востока в правительственных кругах растянулся более чем на двадцать лет и завершился только к 1888 году. Возникавшие при этом противоречия отразили неустойчивый интерес правительства к региону в целом и значительное влияние внешнеполитического фактора на перспективы гражданского развития. По закрепленной в российском законодательстве традиции, инициатива проведения реформ на окраинах, управляемых на особых основаниях, принадлежала генерал-губернаторам. Они же оценивали возможность и целесообразность применения норм общероссийского законодательства к местным условиям. Первым о необходимости специфического подхода к формированию административного пространства и выработке приемов административной практики с учетом своеобразия геополитических условий Дальнего Востока высказался генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский, инициативой которого Амурский вопрос1 был решен в пользу России. Летом 1858 г. он направил управляющему II Сибирским комитетом В. П. Буткову рапорт "Об устройстве Приамурского края" с предложением обратить внимание на присоединенные земли, "так как они очень пригодны для заселения"2.
Первые опыты обнаружили, что поселения часто основывались на местах, удобных для "казенных надобностей" (почтовой гоньбы, заготовки дров для пароходов и т. д.), но не учитывающих суровые климатические условия Приамурья и отсутствие регулярного соо ...
Читать далее