С первых дней войны оперативные перевозки осуществлялись почти на всех бассейнах СССР, но главным образом на фронтовых и прифронтовых водных коммуникациях. В связи с перегруппировкой войск перебрасывались воинские части и соединения, вплоть до корпусов, армий, перевозились пополнения. Наиболее полно морской и речной флот использовался в тех случаях, когда водные коммуникации являлись единственными путями сообщения, подвоза и эвакуации или совпадали с направлением действий войск. Оперативные перевозки на водных бассейнах осуществлялись и в тех случаях, когда железные дороги имели недостаточную пропускную способность, которая не обеспечивала транспортные нужды фронтов.
Основные бассейны и маршруты наиболее крупных оперативных перевозок на них были следующие:
а) Днепровский бассейн, по маршруту Черкассы-район Киева использовался для переброски сформированного соединения с целью занятия рубежа обороны.
б) Донской бассейн, по маршруту Ростов-район Калач-Серафимовичи для строительства оборонительных рубежей в 1942 г. на подступах к Сталинграду.
в) Каспийский бассейн, по маршрутам Астрахань-Махачкала, Красноводск-Махачкала и Красноводск-Баку, использовался для перевозки частей и соединений для усиления Северокавказского и Закавказского фронтов.
г) Черноморский бассейн, по маршрутам Баку-Новороссийск-Одесса и Батуми-Сухуми-Туапсе-Новороссийск-Севастополь использовался для обороны Одессы и Севастополя. Это была единственная коммуникация, обеспечившая оборону Одессы и Севастополя. В последние месяцы обороны для транспортных нужд на этом бассейне использовались боевые корабли. По маршрутам Новороссийск-Керчь и Тамань-Керчь осуществлялись перевозки по сосредоточению войск на Керченском полуострове. По маршрутам Одесса-Констанца и Одесса-Варна в конце 1944 г. и в первой половине 1945 г. выполнялись крупные перевозки войск для 2-го и 3-го Украинских фронтов. Перевозки войск на Черноморском бассейне в ряде случаев имели характер морских десантн ...
Читать далее