В "Вопросах истории" (1988, N 4) помещены "Два мнения об одном издании" (об альбоме "Бородино. 1812"). Относительно иллюстративной части альбома рецензенты А. В. Семенова и Н. А. Троицкий сходятся на том, что она заслуживает высокой оценки, между тем уровень научной подготовки и подбор иллюстраций нуждаются в критическом анализе.
Репродукция картины Б. В. Иогансона "На старом уральском заводе" (с. 18) передает представление художника о положении и условиях борьбы русского пролетариата против эксплуататоров в конце XIX века1 . Образцы оружия Тульского оружейного завода, отнесенные к началу XIX в. (с. 20), на самом деле датируются 1830 - 1840 годами. К тому же ружье, изображенное на фотографии, не боевое, а охотничье. Картина Ж. Милле "Собирательницы колосьев", помещенная в альбоме, очевидно, чтобы показать крестьян во Франции накануне 1812 года, написана в начале 1860-х годов2 . Между тем существуют картины художника конца XVIII - начала XIX в. Ж. -Л. Давида, посвященные жизни французских крестьян наполеоновского времени.
Акварель неизвестного художника (с. 60), если судить по подписи и репродукции, изображает сражение под Красным 2 августа 1812 г., где 27-я пехотная дивизия под командованием генерал-майора Д. П. Неверовского оказала стойкое сопротивление коннице Мюрата, отразив все атаки французов. Пехотинцы, построенные в каре, отходили тогда по дороге, обсаженной деревьями, по направлению от Красного к Корытне, ведя непрерывную стрельбу по наседавшим французам. На заднем плане акварели показаны какие- то выстроенные в каре пехотинцы, отстреливающиеся от окружавших их всадников, но вряд ли это солдаты дивизии Неверовского, которых французы как раз и не могли ни окружить, ни рассеять. Город, показанный на заднем плане акварели, не похож на Красный, который в 1812 г. был, скорее всего, большим селом. Это и не Смоленск (отсутствует Днепр, деливший город на две части).
Озадачивает также изображение на акварели генерала с голубой лентой ордена Андрея Первозванного. Е ...
Читать далее