В статье рассматриваются особенности восточноазиатского машиностроительного кластера. От более старых машиностроительных комплексов - западноевропейского и североамериканского - он отличается преимущественно экспортной ориентацией производства. Превышение доли промежуточной продукции в импорте стран Восточной Азии над ее долей в их экспорте означает преобладание сборочных производств в их промышленности. Дается характеристика международных производственных цепочек: производство частей и компонентов в странах восточноазиатского региона - сборка в Китае - экспорт в США, Европу и Японию. Показаны изменения в структуре таких цепочек данного региона в 2007 - 2011 гг. на примере телекоммуникационной отрасли. Установлено, что структура импорта США телекоммуникационной продукции из азиатских стран изменилась в пользу Китая. Технологический уровень телекоммуникационной продукции, экспортируемой Китаем, существенно повысился, в его экспорте возросла доля частей и компонентов.
Ключевые слова: геоэкономика, машиностроение, кластер, Восточная Азия, торговые потоки, кооперация, международное разделение труда.
В мировой экономике сегодня существуют три основных центра производства машин и оборудования: два традиционных (Западная Европа и Северная Америка) и один относительно новый в Азиатско-Тихоокеанском регионе (восточноазиатский). Учитывая интенсивные кооперационные связи между ними, их можно рассматривать как три региональных машиностроительных кластера, составляющих в совокупности глобальный кластер [6]. Начало XXI в. было временем интенсивных сдвигов на геоэкономической карте мира. В частности, восточноазиатский регион превратился в крупнейшего поставщика машин и оборудования на мировой рынок (табл. 1). Однако по характеру и схеме формирования он существенно отличается от "старых" машиностроительных комплексов - западноевропейского и североамериканского. Если там машиностроение развивалось под воздействием потребностей внутреннего рынка, то в Азии оно изначально было ориенти ...
Читать далее