Для деятелей второго, разночинского этапа русского освободительного движения, особенно для народников 1870-х - 1880-х годов, Н. Г. Чернышевский был высшим авторитетом, "преимущественным учителем жизни"1 . Как до ареста в июле 1862 г., так и после заточения в Петропавловскую крепость, суда, каторги, ссылки и даже после смерти он оставался для многих передовых людей России "отцом русского революционного движения"2 . Имя его не раз звучало на политических демонстрациях 70-х годов прошлого века. Во время одной из них, по случаю похорон загубленного в тюрьме народника П. Ф. Чернышева, 30 марта 1876 г. студент П. П. Викторов говорил: "В России началось большое движение. Может быть, это то движение, за которое еще и по сие время страдает в Сибири наш общий и всем известный учитель"3 . 6 декабря того же года в речи на Казанской демонстрации Г. В. Плеханов восславил Чернышевского как разоблачителя самодержавно-помещичьего строя и подчеркнул: "За эту святую истину наш даровитейший писатель сослан в каторгу и мучится в ней до сих пор"4 . Как явствует из документов Одесского губернского жандармского управления, осенью 1878 г. одесские революционеры решили "устроить 6 декабря... возле церкви Св. Николая на Приморской улице в память Н. Чернышевского демонстрацию, по примеру устроенной у Казанского собора... Демонстрация эта не удалась, так как об этом дошло до сведения властей"5 .
Десятки свидетельств, имеющихся в архивах страны, удостоверяют живой интерес передовых людей той эпохи к идеям и личности Чернышевского. Его сочинения и фотографии находили при обысках у крестьянина Г. Пенькова, гимназиста В. Крыленкова, студента Н. Афанасьева, телеграфиста А. Орлова, железнодорожного служащего Н. Аникеева, сельской учительницы М. Лихаревой, земского врача В. Яковенко, присяжного поверенного К. Розена и многих других6 . При этом обыск нередко влек за собой репрессии. Так, юный Г. А. Мачтет, впоследствии известный писатель, "за чтение Чернышевского" был исключен из гимназии7 ; Н. Я. Ани ...
Читать далее