Проблемы этнического развития малых народов привлекли пристальное внимание общественности. Причин тому много: новизна информации, нравственный аспект проблем и глубокая тревога за то, что перед лицом деформаций в области национальной политики именно эти народы оказались особенно беззащитными. Среди них есть и такие, которые не имеют самоуправления и значатся в официальной статистике как "другие национальности", т. е. даже не удостоились чести быть включенными в статистическую отчетность. Численность входящих в эту графу народов сократилась с 152 тыс. в 1970 г. до 66,5 тыс. человек к 1979 году. Вепсы - одна из тех народностей, что не имеют автономии. Численность их за последние 50 лет сократилась с 32 тыс. до 8 тыс. человек (данные переписи 1979 года). Судьба вепсов особенно отчетливо выявляет механизм растворения малых народов.
По переписи 1897 г. вепсов было 25,6 тыс. человек. Большая часть их проживала компактно в прилегающих друг к другу местностях Олонецкой и Новгородской губерний. Почти все вепсы были крестьянами, но занимались также ремеслами и промыслами. Они были известны на русском Севере как искусные кузнецы, ювелиры, гончары. До наших дней донесли свое исконное ремесло - работу по камню - прионежские вепсы.
После Великой Октябрьской социалистической революции вепсы потянулись к свету, к знаниям. Открываются школы, улучшается торговое и медицинское обслуживание. Возросла и численность вепсов: в 1926 г. их насчитывалось уже 32 773 человека. На рубеже 20-х и 30-х годов вепсы были включены в состав национальных меньшинств РСФСР, и работа по хозяйственному и культурному развитию этой народности находилась под контролем Отдела национальностей ВЦИК и Госплана РСФСР. Однако к тому времени земли вепсов оказались уже в разных административных образованиях: вепсское Прионежье в 1924 г. присоединили к Карельской АССР, а остальная вепсская территория вошла с 1931 г. в состав Ленинградской области, что, видимо, и послужило препятствием к созданию вепсской автономии. ...
Читать далее