В.Э. РАДНАЕВ. МОНГОЛЬСКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДИЯ.
Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 392 с.
Рецензируемая монография В.Э. Раднаева посвящена истории монгольского языкознания, возникшего в России в первой половине XIX в. в двух центрах - в Азиатском музее Петербургской Академии наук и в Казанском императорском университете. Первая половина XIX в. в русской ориенталистике стала этапом зарождения и быстрого становления российского монголоведения, основными научными направлениями которого были филология (языкознание и словесность), история Монголии и монгольских этносов, религиоведение (шаманство и буддизм). В соответствии с этими направлениями шла подготовка новых кадров.
Книга состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении представлен современный взгляд на историю монголоведения в рассматриваемый период. В XX столетии монгольские народы подверглись серьезной аккультурации в советское время, имевшей место в Бурятии и Калмыкии. Немного иная картина, чем в советских автономиях, наблюдалась в Монголии, хотя и там проводились репрессии против старой интеллигенции, ламства и бурят-репатриантов из Забайкалья и Восточной Сибири. В Китае у монголов сохранились традиционная культура и язык, но в период культурной революции неханьское население подвергалось гонениям, притиснениям и другим формам насилия.
Введение написано на богатом ретроспективном материале. Автор рассмотрел те разделы монголоведения, которые были исследованы акад. А.Н. Кононовым в его труде по истории дореволюционного и советского востоковедения. Они подсказали автору идеи и логику изложения. Автор разграничил историографию монгольского языкознания и работы, посвященные изучению биографий монголоведов тех лет. В конце Введения дан краткий обзор истории изучения монгольского и калмыцкого языков в школьном образовании России. В нем воссоздана ретроспективно картина развития национальной школы в царской России.
В основных главах книги рассма ...
Читать далее