Известный своими работами по методологии истории, прежде всего по проблемам историзма, профессор Казанского университета доктор исторических наук В. В. Иванов рассматривает ряд важнейших теоретико- методологических аспектов ленинской концепции истории. Руководствуясь положением, что историю следует изучать как единый, закономерный "во всей своей громадной разносторонности и противоречивости процесс"1 , он стремится рассмотреть теоретико-методологические вопросы исторической науки в органическом единстве с конкретно-историческим и историографическим материалом.
В центре внимания В. В. Иванова социальные и познавательные функции историзма, его соотношение с другими теоретико-методологическими принципами исторической науки. Из широкого круга вопросов, относящихся к данной теме, автор взял несколько особенно актуальных как с точки зрения совершенствования и развития методологии и методики исследований, так и в плане раскрытия роли исторических знаний в воспитании молодежи, а также в критике современного буржуазного историзма. К названным проблемам относятся: материалистическое понимание общественной жизни, соотношение методологии и истории, партийность исторической науки и критика буржуазного объективизма, история и современность, соотношение теории и практики в ленинской концепции истории.
В нашей литературе вопросу о соотношении методологии и методики исследования не уделялось до сих пор достаточного внимания. Автор проследил это соотношение на примере ленинских работ, содержащих критику народничества. Целостная структура исторического метода, воплощающего в себе теорию, методику и технику исследования, представляется В. В. Иванову в следующем виде: "1) мировоззренческие положения и теоретические принципы, характеризующие содержание познания; 2) методические приемы, соответствующие специфике изучаемого предмета; 3) приемы, применяемые для фиксации и оформления хода, результатов научного исследования" (с. 46). Представляется весьма существенным замечание автора о том ...
Read more