Блинов Н.
Ни чего
СПб.: Алетейя, 2008
Поэт и художник Никита Блинов родился в Ленинграде в 1961 году. Принадлежит к поколению и слою "подпольной" культуры. Однако "митьки", Гребенщиков, Цой для него, скорее, фон, чем среда. От них он слишком выпукло отличается тонкой изысканностью, культурой письма. И в этом - "чужак и отщепенец". Перекличка с великими тенями прошедшей России - Блоком более всего, но и Ахматовой, Анненским, Георгием Ивановым, Кузминым. Снежно-серебристая петербургская нота, нежная и прохладная. В последние годы главные собеседники, как признаётся в предисловии сам автор, - Ходасевич и Тютчев. Молодость Никиты Блинова, как у многих "неофициальных" поэтов и художников, прошла в кочегарке ("Приходи ко мне в котельную, приноси с собой винца") и в дворницкой ("малиновые ангелы в подъездах, где, очумев, ночуют алкаши"). Когда рухнул железный занавес, скитался - в поисках себя - по Европе. Всего внятнее об этом - во "французских" стихах, "вывезенных из Германии":
В ошалелом Париже,
С этой улицы сквером на ту -
Всё ищу - ближе, ближе...
Но никак тут себя не найду.
Прозревай же, смотри же, разбивай о пороги чело!..
Что мне в этом Париже?!
Ничего, ничего...
Стихи - доселе осколками - печатались в сам- и тамиздатских сборниках и альманахах. Впервые собраны теперь, после возращения на родину, в близкий сердцу Петергоф, в этой книге.
В её названии словно подхвачена жалобная нота "ничевоков", тенью скользнувших когда-то по широкому полю русской поэзии. Красноречив подзаголовок: "Избранные тексты для песен без слов". Намёк на то, что главное в поэзии - то безмолвие, что стоит за словами. Оно-то и делает ритмизованный набор слов стихами. ("Я переполнен тонкими мирами...").
Но это и ответ на "чего изволите" заказной советской поэзии. Или - антисоветской, всё равно. В одном случае заказывает власть, в другом - диссидентствующая интеллигентская публика. Снобы ...
Читать далее