Проведенные Иваном Грозным реформы и преобразования подвергли коренной перестройке практически все сферы государственной и общественной жизни страны. Затронули они и проблему обеспечения государственной безопасности Московской Руси.
В современной науке под безопасностью обычно понимают "состояние общественных отношений, гарантирующее защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз"1. Исходя из этого, роль органов государственной безопасности сводится к пресечению таких угроз, обеспечению нормального функционирования государственных и общественных институтов и недопущению кризисов. Тем не менее, в XVI в. в России не были сформированы столь четкие представления об элементах системы безопасности страны, да и сам термин "безопасность" еще не вошел в лексикон. При этом само понятие "опасности" было давно известно на Руси - оно традиционно ассоциировалось с внешними угрозами, поэтому защита от нападения извне традиционно являлась для России превалирующей. Эта функция была закреплена за отечественными вооруженными силами, развитие которых было неотделимо от развития российской государственности. В то же время к XVI в. с формированием централизованного государства и окончательным установлением власти московского великокняжеского дома актуальным становится вопрос об организации противодействия внутрироссийским угрозам - заговорам и бунтам.
Появление регулярных вооруженных сил стало главным залогом основания специальных органов, ведающих обеспечением их безопасности. Разумеется, в условиях середины XVI в. нельзя говорить о создании полноценной службы контрразведки или централизованной системы военно-политического контроля, однако первые предпосылки к этому все же имели место. Например, в октябре 1550 г. Иваном IV был издан указ о формировании "царева и великого князя полка", состоявшего из "тысячи лучших слуг"2. В него вошли 1078 детей боярских, из которых формировался придворный штат и правительство. Фактическ ...
Читать далее