Н. Б. ЛЕБЕДЕВА
Кандидат исторических наук
Ключевые слова: КНР, Индийский океан, морская стратегия, Индия, морские транспортные коммуникации
Тектонические изменения в системе международных отношений после окончания холодной войны оказали значительное влияние и на зону Индийского океана, особенно на рубеже XX-XXI вв.
Это обширное пространство именуется с недавних пор не иначе, как "Большой Индийский океан" в силу того, что оно формируется в нечто большее и значимое, чем существовавший прежде конкретный географический ареал, становясь одной из важнейших арен и старых, и новых рисков и вызовов. Здесь переплетаются великодержавные устремления и столкновения интересов разных государств.
После окончания холодной войны прибрежная зона Индийского океана стала ареной двух крупнейших военных операций США и их союзников - в Ираке и Афганистане. Дислоцированные в этом регионе ВМС США принимали и принимают самое активное участие в боевых действиях: с них запускались крылатые ракеты "Томагавк" и беспилотники, совершала вылеты палубная авиация. Спецназ ВМС США ("морские котики") провел в Пакистане операцию по ликвидации Усамы бен Ладена.
Глобализация стала дополнительным импульсом усилению роли морских коммуникаций в мировой стратегии и экономике. Ведь одним из значимых факторов, ускоряющих ее развитие и углубление, является относительно дешевая транспортировка нефти и грузов по морю. В Индийском океане осуществляется до 50% контейнерных перевозок в мире и 70% - нефтепродуктов. В год через Малаккский пролив проходит около 50 тыс. судов, на которые приходятся, по разным оценкам, от одной пятой до одной четвертой всего морского товарооборота. По оценкам Международного энергетического агентства, к 2030 г. удвоится число танкеров, занятых перевозкой нефти через Ормузский и Малаккский проливы1.
В Индийском океане находится большинство из 11 самых уязвимых участков возможного перекрытия поставок углеводородов на земном шаре: Ормузский, Баб-эль-Мандебский и Малаккский проливы, соединяющий ...
Читать далее