Преобладающей политической формой европейской жизни начала XIX века являлось национально-либеральное или демократическое государство, возведенное на фундаменте конституционного правления. Первый опыт практического воплощения конституционализма в Европе продемонстрировала Французская революция конца XVIII века. Сопредельные с Францией германские государства использовали принцип правления, ограниченного конституцией, как лозунг борьбы против Наполеона.
30 мая 1814 г., после разгрома наполеоновской армии, был подписан Парижский мирный договор. Статья 6 этого договора декларировала право германских государств на создание единого национального государства. Однако застарелая раздробленность Германии не позволяла сразу достичь заветной цели. Первым шагом на этом пути стало образование Германского союза. Его юридической основой явился Союзный акт от 8 июня 1815 г., 13-я статья которого содержала важное положение о конституционном порядке в Германии1 . Она допускала, однако, двоякое толкование, суть которого заключалась в том, что в государствах Союза будет введена конституция с сословным представительством или что будет введено просто сословно-представительное устройство. Главы германских государств реализовали данную статью по-разному.
В западных и юго-западных землях Германии (Баден, Бавария и Вюртемберг) правовая система была в корне изменена под воздействием Французской буржуазной революции: введены конституции, созданы двухпалатные ландтаги, появились иные представительные учреждения. В центральных и восточных землях каких-либо изменений государственного строя вообще не произошло. Поэтому вплоть до 1848 г. в Германии существовали государства, в которых был установлен конституционный строй, введено народное представительство с законодательной властью, и государства, в которых движение к конституционному строю только намечалось или даже не началось. При этом и в конституционных государствах конституционное право этого времени обладало целым рядом феодальных черт (предс ...
Читать далее