В статье на примере постмодернистского романа Ихсана Октая Анара "Молчаливые" (2007) исследуется деконструкция библейско-коранического дискурса, к которому турецкий писатель подходит с позиций постнеклассической философии. В этом произведении дискредитация мотивов, сюжетов и образов текстов Священных писаний трех монотеистических религий, коннотирующих представление о мире как об упорядоченном целом с единым сюжетом и Высшим смыслом, реализуется И. О. Анаром в специфических средствах художественной выразительности (нарративизация, карнавализация, травестийное обыгрывание, гиперперсонажная маска, гибридно-цитатные имена и т.п.). В статье подробно рассматривается пародия, "размыкание" библейско-коранической рамки, замена ее гиперперсонажной маской - новаторским художественным приемом, органично вписывающимся в ризоматическую структуру романа. Пророки разных периодов и разных Священных писаний сводятся писателем в одно время и в одно место, что заставляет время двигаться не линейно, а по кругу. Роман И. О. Анара "Молчаливые" отражает постмодернистский взгляд на историю. Связывая с одним из самых древнейших концептов мировой истории - религиозным (библейско-кораническим) - возникновение и развитие метафизической, а позднее рационалистической традиции, он подвергает мифологемы этого концепта культур-философскому перекодированию. Так, Божественное Слово/Логос превращается не просто в причину и орудие убийства, а в слово дьявола/джинна/"змея искусителя".
Ключевые слова: турецкий нарративный постмодернизм, текстуализация мира, дискурс, гиперперсонажная маска, деконструкция.
Постмодернизм как оригинальное литературное направление, выработавшее собственные способы художественного синтеза новейших поэтологических практик с идеями постнеклассической философии, возник и развился в турецкой литературе в конце 1980-1990-х гг. и получил дальнейшее развитие в первом десятилетии нынешнего. "Мир как хаос", "мир как текст", "интертекстуальность", "пародийный модус повествования", или " ...
Читать далее