Не так давно вышла книга С. Н. Канева "Революция и анархизм" (М. Мысль. 1987, далее ссылки на нее даются в тексте), посвященная дореволюционной истории русского анархизма. Эта работа имеет ряд недостатков, типичных для историографии освободительного движения в России.
Начинается она с утверждения: "Исторический опыт показывает, что революция и анархизм несовместимы" (с. 3), т. е. постулируется положение, справедливость которого еще нужно доказать всей работой. В логике такая практика называется "круг в доказательстве", и первые же строки вызывают опасение, что дальше автор будет подгонять предвзято отобранный материал под схему. К сожалению, так оно и происходит.
Введение служит своеобразной антианархической прививкой: анархизм представлен здесь как комедия ошибок, куда из самых различных его учений отобрано все худшее и сведено в один абстрактный "анархизм", не имеющий ни одной положительной черты, ничего исторически обусловленного и закономерного. Напомним, однако, мнение В. И. Ленина, который в июле 1920 г. (кстати, самое время разгула махновщины), в "Тезисах об основных задачах Коминтерна" дважды подчеркивал: "Лучшее в анархизме может быть и должно быть привлечено"; "из анархизма взять хорошее"1 .
Тщетно было бы искать объяснения этого ленинского положения в работе С. Н. Канева. Впрочем, само положение тоже. Напрасно было бы искать его и в предыдущей работе автора "Октябрьская революция и крах анархизма" (М. 1974). Нет ничего об этом и в работах Е. М. Корноухова "Борьба партии большевиков против анархизма в России" (М. 1981) и М. И. Михайлова "Борьба против бакунизма в I Интернационале" (М. 1976). Важнейшие для понимания ленинского отношения к анархизму и анархистам фактические данные нередко бывают почему-то упущены. Или опущены.
Несколько слов о методологии исследований, т. е. о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В книге "Революция и анархия" эта система составляется на базе односторонне подобра ...
Читать далее