Р. СИКОЕВ, Кандидат филологических наук
Активизация боевых действий талибов осенью 2007 г. вновь привлекла внимание к ситуации в Афганистане и дала новый импульс обсуждению возможных путей мирного урегулирования конфликта. Высказываются самые различные мнения, но основные из них сводятся к следующему:
1. Урегулирование ситуации и достижение мира возможны лишь после вывода всех иностранных войск из страны;
2. Стабилизация обстановки и установление мира возможны лишь после полного разгрома движения талибов.
Между тем, такие полярные мнения, не оставляющие иных возможностей решения межафганского конфликта, усугубленного вмешательством различных внешних сил, пока что не привели к каким-либо позитивным сдвигам.
Каковы причины, приведшие к созданию нынешней тупиковой ситуации? Каким образом талибам после мощных ударов войск США и сил афганского антиталибского Северного альянса в 2001 г. удалось сохранить свой боевой потенциал и начать партизанскую войну против правительства? Чтобы понять это, следует, на наш взгляд, учитывать следующие обстоятельства.
В течение многих поколений афганцы, находясь в силу своего географического положения, по образному выражению эмира Абдуррахман-хана (1880 - 1901), в состоянии "лани между двумя львами, пшеничного зерна между двумя большими мельничными жерновами..."1, выработали определенный защитный механизм, чтобы оградиться от внешнего врага.
Четыре войны, которые на протяжении XIX-XX вв. афганцы вели с иноземными войсками, породили у них чувство ксенофобии и нетерпимости к любому внешнему диктату.
В мирное время, будучи раздираемы этноконфессиональными и даже межклановыми противоречиями, подвергаясь угрозе иностранной агрессии, афганцы объединялись и общими усилиями давали отпор врагу. При этом межэтническая солидарность подкреплялась лозунгом общности религии ислама и лозунгом джихада - "священной войны против неверных". Британские историки, освещавшие ход англо-афганской войны 1841 - 1842 гг., подчеркивали, что религиозный фактор оказал ...
Читать далее