В. КОРГУН, доктор исторических наук
Современная этническая картина многонационального Афганистана складывалась на протяжении многих веков. Начало этому процессу было положено задолго до образования в 1747 году независимого Афганского государства. Сейчас в стране проживают более 20 народностей. До недавнего времени в общественно- политической жизни Афганистана сохранялся устойчивый, хотя и хрупкий, этнический баланс при наличии своего рода политико-экономической иерархии основных этносов.
Самый многочисленный этнос - пуштуны (42 процента населения). За ними по месту и роли в политике и экономике следовали таджики (28 процентов). Далее шли узбеки, туркмены, белуджи, нуристанцы, индийцы (сикхи и индусы), чараймаки и другие. Список замыкали хазарейцы шииты, самые бесправные из всех народностей.
Этнический баланс в стране, в рамках которого власть активно не вмешивалась в дела этносов, однако, не исключал национального неравенства, в основе которого лежала доминирующая политическая роль пуштунов, в первую очередь, в системе государственного управления, в армии и в меньшей степени - в экономике. Поскольку пуштуны стояли у истоков афганской государственности, им удалось силой оружия и экономическими мерами закрепить свой господствующий статус среди других афганских этносов. Этому во многом способствовала идеология пуштунского национализма, ставшего основой государственной политики в годы, предшествовавшие Второй мировой войне.
ПУШТУНЫ ПРОТИВ НАЦМЕНЬШИНСТВ
Основной водораздел в межнациональных отношениях в XX веке проходил между пуштунами и непуштунами, то есть национальными меньшинствами - таджиками, узбеками, хазарейцами, туркменами и другими. Вместе с тем, в отличие от политической сферы, в области экономической и культурной национальные противоречия были выражены не столь явно в силу фрагментарности афганского общества, в рамках которой большинство этносов обладают известной географической и хозяйственной автономией, своего рода замкнутостью. В условиях отсутствия гражд ...
Читать далее