Крымская война стала строгим судьей действительного состояния русского флота. Когда у берегов России появились армады противника, основную силу которых составляли винтовые корабли, парусному русскому флоту, по словам адмирала И. А. Шестакова, "пришлось прибегнуть к самоубийству, как в Севастополе, или сносить унижение бездействия, при многочисленности, не годной к делу, как в Кронштадте" 1 . Не успела закончиться война, а Морское министерство уже приступило к преобразованиям, которые имели целью и техническую реконструкцию флота, и реорганизацию административного управления, и реформу морского образования, преобразования морского суда, и ликвидацию крепостных форм труда, отмену телесных наказаний. Реорганизация морского ведомства стала первым опытом буржуазных реформ и, таким образом, прямо или косвенно влияла на преобразования 1860-х годов.
Преобразования в морском ведомстве уже служили предметом исследования. Дореволюционные работы 2 носили апологетический характер и ограничивались описанием реформ. Советские историки 3 также изучали деятельность Морского министерства в 1850 - 1860-е годы, однако некоторые преобразования тех лет остались вне поля их зрения. К числу неизученных реформ относится реорганизация морского управления как первый опыт перестройки государственного аппарата на буржуазных началах.
Поражение в Крымской войне обнаружило не только техническую отсталость флота, но и несовершенство управления морским ведомством. Его административная структура отличалась сложностью и запутанностью иерархического подчинения 4 . Во главе министерства стоял начальник Главного морского штаба. В его подчинении находились инспекторский департамент, гидрографическое управление, управление генерал-штаб-доктора, строительный департамент по морской части, Морской ученый комитет, а также канцелярия министерства и военно-походная е. и. в. канцелярия. Четыре хозяйственных департамента (кораблестроительный, комиссариатский, артиллерийский и корабельных лесов) имели над собой т ...
Читать далее