С расширением Российского государства в правительственных кругах остро встал вопрос о системе управления национальными окраинами. Особенно сложной эта проблема была в отношении Кавказа и Средней Азии с их этнически пестрым составом населения, различными уровнями социального и экономического развития. Раскрытие принципов административной политики царского правительства на окраинах позволяет понять характер управления, его эволюцию, результаты, выяснить взаимоотношения окраин с метрополией, зависимость административной политики от социально-экономического развития края. В качестве объекта исследования в данной статье берутся Кавказ и Средняя Азия. Несмотря на различие географических условий, времени присоединения этих территорий к России, в их развитии было много общего.
В. И. Ленин, говоря об экономических процессах, имевших место на Кавказе во второй половине XIX в., отмечал, что "то же самое происходило и происходит и в Средней Азии, и в Сибири, и т. д." 1 . В трудах Ленина, посвященных развитию капитализма, аграрному и национальному вопросам, революционному движению, содержатся принципиальные положения об общем и особенном в экономическом строе России, о политике царского правительства на окраинах. Ленин обосновывает тезис о прогрессивности присоединения нерусских народов к России. Он писал, в частности, о включении Кавказа, стоявшего "в стороне от мирового хозяйства и даже в стороне от истории" 2 , в общероссийский процесс утверждения капиталистических отношений. В "Аграрной программе социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов" Ленин показал особенности аграрного строя России и дал определение "окраин". Под окраинами, в отличие от "земледельческого центра, с обильными остатками крепостничества", Ленин понимал "незаселенные, или не вполне заселенные, не вполне вовлеченные в земледельческую культуру земли" "с отсутствием или слабостью" остатков крепостничества, "с чертами свободно-крестьянской капиталистической эволюции" 3 . По национальному сост ...
Читать далее