Война против Вьетнама, развязанная китайским руководством в ночь с 16 на 17 февраля 1979 г. после длительной, тщательной и широкой подготовки, привлекла внимание мирового общественного мнения в первую очередь в связи е опасностью для дела всеобщего мира, которая заключена в этой вероломной агрессии. Сторонники мира и прогресса увидели в антивьетнамской акции КНР отражение сущности нынешней политики Пекина. Ни одно сколько-нибудь заметное в мировом масштабе общественное движение не поддержало агрессора. В столицах ряда стран, особенно в Юго-Восточной Азии, всерьез призадумались над тем, что сулит им соседство маоистского Китая. Пекинские лидеры оказались на международной арене в политической изоляции, ибо даже империалистические круги не осмелились поддержать их на официальном уровне. Произошло саморазоблачение агрессора, и это, несомненно, будет иметь крупные политические последствия.
Но есть в этом событии и такие аспекты, которые привлекают дополнительное внимание: его долгосрочные цели (обеспечить "покорность" вьетнамцев), высокомерная мотивировка пекинской акции ("преподать урок", "одернуть", "наказать")1 , наконец, метод исполнения - бесчеловечность и пренебрежение людскими потерями. Все это свидетельствует не только об антисоциалистическом перерождении пекинской верхушки2 , но и о возрождении в Китае второй половины XX в. феодально- милитаристского мировоззрения с некоторыми его атрибутами.
Обратимся к истории. Еще в эпоху древности и раннего средневековья в Китае шло формирование представлений о "центральном положении" Китайского государства в мире, о "превосходстве" китайцев над другими народами. Этот идеологический процесс развивался на основе того бесспорного исторического обстоятельства, что на территории Китая сложилась цивилизация, которая постепенно ассимилировала или подчиняла своему влиянию ряд соседних народов. Подобные представления утверждались и распространялись по мере того, как централизованное Китайское государство превращалось в крупнейшее ...
Читать далее