Предисловие, перевод с арабского и комментарии В. А. ДРОЗДОВА
Абу 'л-Касим 'Абд ал-Карим ибн Хавазин ибн 'Абд ал-Малик ибн Талха ибн Мухаммад ал-Кушайри ан-Нисабури, прозванный Зайн ал-ислам (Украшение ислама), - правовед религиозной школы (мазхаб) шафи'итов (шафи'ийа), законовед, имам, проповедник, теолог, комментатор Корана, грамматик, литератор, поэт, надежный знаток и передатчик хадисов, суфийский автор и один из самых образованных религиозных ученых своего времени - родился в населенном пункте Устува1 в Хорасане в месяце раби' ал-аввал 376 г.х. (июль-август 986 г.) в семье землевладельца арабского происхождения. Он возводил свою родословную к арабу Кушайр ибн Ка'б, поселившемуся в Хорасане во время завоевания страны мусульманами, и его предки были из племени бани кушайр ['Аттар..., 1995, с. 872]. В детском возрасте он потерял отца и попал в обучение к Абу 'л-Касим ал-Алимани, у которого изучал литературу (ал-адаб) и арабский язык; кроме этого наставника, Кушайри обучался в Устуве и у других людей [Табакат..., т. 3, 1906, с. 244; ал-Аснави, т. 2, 1971, с. 314]. С ранних лет Кушайри отличался искусностью в верховой езде и в обращении с оружием. Кушайри владел имением под Устувой, с которого платил поземельную подать. Он отправился в Нишапур, дабы обучиться счетоводству и получить необходимые знания, чтобы самому быть в состоянии управлять своим владением.
Однако судьба повела его по другому пути. В Нишапуре Кушайри случайно посетил собрание, которое проводил известный религиозный ученый и суфий Абу 'Али ал-Хасан ибн 'Али ад-Даккак. Речь Даккака восхитила Кушайри и оказала на него такое глубокое влияние, что он вступил на путь суфизма и стал самым преданным учеником Даккака.
Даккак стал отправлять Кушайри изучать религиозные науки к крупным ученым того времени. Шафи'итское право Кушайри изучал у имама шафи'итов Нишапура, благочестивого ученого, известного своим уединенным и аскетическим образом жизни, Абу Бакр Мухаммад ибн Бакр ибн Мухаммад ат-Туси ан-Навкани, до ...
Читать далее