отзыв
на автореферат кандидатской диссертации И.М.Мирошник на тему: "Личность педагога как Фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися".
Диссертация Ирины Макаровны Мирошник посвящена трем важнейшим психологическим и музыкально-педагогическим проблемам: влиянию личности педагога на художественное восприятие мира учеником, развитию эмоциональной сферы ребенка от 4 до 9 лет, и, наконец, образного, причем, не мономодального, звукового, а синестезического восприятия музыки с одновременным (симультанным) слышанием цвета и видением музыки.
Из истории музыкальной культуры известны только три композитора, которые обладали цветным слухом, то есть у них вместе с тональностью музыки проявлялась устойчивая ассоциация с определенным цветом. Это - Ник.Андр.Римский-Корсаков, Ал-р Ник. Скрябин и Микалоюс Чурленис. Например, для Римского-Корсакова тональность до-мажор соответствовала белому цвету, фа-мажор - зеленому, ля-минор бледно-розоватому и т.д. Причем, по свидетельству Римского-Корсакова, каждый цвет соответствовал также определенному настроению и вызывал содержательный образ, а вся тональность имела ярко выраженную эмоциональную окраску. Цвето-звуковые образы-тональности Римского-Корсакова и Скрябина не совпадали, но если у первого это выражалось в творческом процессе и не имело конкретного выхода в музыке, то Скрябин в неосуществленной "Поэме огня", где музыку должно было сопровождать цветовое изображение, осуществил это в своем сочинении.
В картинах Чурлениса "Знаки зодиака" и "Морской сонате", как ни старался Ландсбергис, посвятивший свою кандидатскую диссертацию творчеству Чурлениса, раскрыть содержание его картин и музыки, трудно что-нибудь увидеть кроме Фантастических и даже мистических образов в духе авангардистов и в музыке, и в картинах.
Очень много сделал казанский доцент Галеев для пропаганды цветомузыки. Однако показанное им на симпозиуме в Ленинграде(1978) сопровождение музыки цветовыми изображениями никак не синтезировалось ни у рядовых ...
Читать далее