Последняя книга недавно скончавшегося доктора исторических наук А. Г. Тартаковского характеризует мемуаристику как фактор исторического сознания русского общества XIX столетия.
В качестве ключевого смысла понятия "историческое сознание" автор объявляет мировоззренческо- аксиологический ракурс и через его разрешающую способность стремится обрисовать культурно-исторический статус мемуаристики в общественном сознании и общественной мысли. Это практически первая попытка такого рода, предпринятая на основе крупномасштабной и разноплановой по тематике и содержанию источниковой базы.
Под мировоззренческо-аксиологическим планом или ракурсом автор подразумевает влияние "исторического сознания на общее состояние мемуаристики, на воззрения о ней современников, на понимание ее места в системе духовных ценностей эпохи; в плане социально-исторической психологии, истории ментальности" (с. 6). Автор выделяет также два других аспекта изучения мемуаристики - познавательно-исторический и историографический ракурсы.
Рабочая гипотеза монографии сводится к тезису, что историческое самосознание личности "с наибольшей последовательностью реализуется в мемуаристике", "свое же конкретное воплощение оно находит а целевой установке мемуаротворчества" (с. 8, 9).
Автор характеризует мемуарный жанр в свете историзма. Он последовательно раскрывает механизм превращения историзма мысли в универсальный принцип социально- исторического познания, отслеживает его воздействие на динамику развития мемуаристики и ее качественные изменения по мере роста числа единиц текста, рукописных и опубликованных. "Неотъемлемым компонентом исторического сознания общества ...мемуаристика становится сравнительно поздно, в итоге длительной эволюции мемуарного жанра" (с, 8).
В истории мемуаристики Тартаковский выделяет две хронологические грани и соответственно два этапа трансформации ее социальной функции. Первый приходится на 60-70-е годы XVIII в., переломные в плане внутреннего роста жанровой структуры и содержател ...
Читать далее