Stausberg, Michael and Engler, Steven (eds) (2014) The Routledge Handbook of Research Methods in the Study of Religion. London and New York: Routledge. - 543 p.
Рассматриваемый сборник, по утверждению его редакторов, - это первое англоязычное учебное пособие, посвящен-
стр. 323ное методам изучения религии (p. XX). Его основная цель - познакомить студентов с широким спектром используемых методов и способствовать развитию навыка осмысления собственной исследовательской деятельности. Второе издание (идентичное, вышедшее через три года после первого) указывает на то, что академическим сообществом книга была воспринята в целом положительно10.
Майкл Стаусберг (p. 1966), профессор университета Бергена, начинавший свой путь в академическом религиоведении с исследований зороастризма, в последние годы занят разработкой теоретических вопросов религиоведения. Ранее в этом журнале уже была помещена рецензия на один из сборников, вышедших под его редакцией11. Как в том, так и в этом сборнике Стаусберг утверждает, что вопросам теории религии уделяется мало внимания со стороны академического сообщества. Стивен Энглер (p. 1962) - профессор религиоведения из Калгари, известен своими исследованиями религии в Бразилии. В сфере его интересов находится феномен "традиции", в том числе применительно к исследованиям религии12. (Забегая вперед, отметим, что слово "традиция" хорошо отражает невыраженную методологическую установку обоих авторов: теория и метод претендуют на описание реальности и предназначены для концептуальной консолидации человеческого общества.)
В центре внимания настоящей рецензии находятся представления авторов сборника о роли и значении метода в современных исследованиях религии. Ее основная цель - продемонстрировать внутреннюю противоречивость отношения редакторов к методу, а также показать, что она негативно сказывается на избранном ими подходе к представлению учебного материала. В конечном счете, выяв-
10. Авторы большинства просмотренных рецензий высоко оценивают сбо ...
Читать далее