Вопрос о происхождении месхов-месхетинцев и расселении их в нынешней южной Грузии, является слабоизученным. Не вызывает, однако, сомнения, что история формирования месхов, как туркоязычного населения Месхетии-Джавахетии, тесно связана с историей Грузии и Турции, а также Ирана.
На протяжении своей длительной истории турки-месхетинцы находились в интенсивных сношениях с грузинами, армянами, курдами, персами, арабами. Такие контакты накладывали глубокий отпечаток на язык, культуру, антропологический тип этой этнической группы в Месхетии.
Каждая волна завоевателей Месхетии-Джавахетии оставляла свои следы, память о себе на этой исторической земле, однако, нет оснований считать их предками нынешних турок-месхетинцев. Так, я не согласен с Арифом Юнусовым 1 в том, что гунны, сарагуры, сабиры, абдалы, эфталиты, болгары, авары, толосы, тубо и другие, являются историческими предками турок- месхетинцев. Ведь ни в памяти, ни в лексике, ни в культуре и быту у турков- месхетинцев не живет память об этих этнических группах.
Современный народ, известный под названием месхи, является прямым потомков древнейшего населения Кавказа. Филологически точное совпадение этнонима понтийских месхов античных авторов (а возможно, и грузиноязычных мосхов) и наименование восточных и западных мушков переднеазиатских источников проще всего объяснить тем, что речь идет о народе, обитавшем на границе (восточной) мушкского и картвельского ареала 2 .
К. Церетели считает, что позднегреческое Mosh(oi) представляет собой вариант древнегреческого "мосхи" 3 . Поскольку и названия мушков (месхов) по более поздним источникам связывается с северо-восточной окраиной Малой Азии, то можно предполагать, что появившиеся в северной Месопотамии мушки (месхи) продвинулись в сторону Месхетии 4 .
Верно, что с первых веков н.э. на Южном Кавказе появляются тюркоязычные народы и тюркские языки начинают проникать в среду местного, месхского, населения Южной Грузии. Тюркский этнический компонент усилился в XI-XV вв., и в XIII- ...
Читать далее