Революционер-демократ Н. В. Шелгунов отмечал, что женский вопрос был поставлен в России еще в 1840-е годы. Но только для поколения "шестидесятников" он из отвлеченного и теоретического стал практическим и осязательным, так что каждый мог "думать о нем ясно и говорить ясно"1 . Именно в 60-е годы прошлого века общественность впервые услышала голос передовых русских женщин, требовавших права на труд, образование и участие в общественной деятельности. О своих стремлениях к новой жизни заявляли уже не одиночки и не только представительницы дворянского сословия. Эти вопросы ставили разночинки, широко вступившие на арену общественной жизни. Женское движение постепенно становилось фактором российской общественной жизни и имело свои формы социального протеста против реакции. Являясь частью общедемократического движения, оно было непосредственным образом связано, в частности, с деятельностью великого революционера-пропагандиста А. И. Герцена, с неутомимой борьбой титана революционной мысли Н. Г. Чернышевского, с энергичной работой членов революционных организаций.
Тогдашняя освободительная борьба русских женщин развертывалась в эпоху, насыщенную крупными социально-политическими событиями, из которых наиболее значительным была отмена крепостного права. В демократических кругах России после реформы 1861 г. крепла уверенность в том, что вслед за крестьянским освобождением последует освобождение человеческой личности от порожденных крепостничеством оков, в том числе от давнего унижения женщины2 . Однако в пору нового наступления реакции, начавшегося после каракозовского выстрела 1866 г., от женского движения отошли многие представительницы либерального направления. Зато борьба за женское равноправие теснее сомкнулась теперь с непосредственно революционным движением. Какие же проблемы считали "шестидесятницы" первостепенными? Как воспринимались ими новые веяния и идеи? В ту эпоху, как писала В. Н. Фигнер, "главные силы образованного общества поглощались, с одной стороны, перестро ...
Читать далее