В 1967 г. к 50-летию Великого Октября в Минске был издан фотоальбом, посвященный белорусской столице. Он содержит одну необычную, на мой взгляд, фотографию. На ней запечатлена крестьянская семья, которая едет по центральному проспекту Минска в запряженном лошадью фургоне. На заднем плане можно увидеть автобусы и автомобили, демонстрирующие оживленное уличное движение, по обеим сторонам магистрали - фасады сталинских жилых домов и магазинов. Надпись гласит: "Иностранные друзья приезжают в Минск в любое время года, и, уезжая из города, оставляют здесь кусочек своего сердца. На самолетах и поездах, на автомобилях и даже... на лошадях стремятся в Минск люди со всех концов света"1. Эта надпись подразумевает, что переживший Вторую мировую войну, практически заново отстроенный город получил международное признание. О местном колорите, создаваемом в результате тесного переплетения традиций и современности, в альбоме не было и речи. Мы не знаем, что же на самом деле запечатлено на снимке. Переселяется ли это крестьянская семья со всем своим имуществом в город или она везет на колхозный рынок продукцию своего приусадебного хозяйства? Являются ли конные повозки в центре города исключением или они представляют собой обычное явление? Родились ли прохожие в городе или они переселились в Минск из деревни?
Очевидно, что эту фотографию можно считать символом перехода от аграрного к индустриальному обществу, происходившего в большинстве регионов Восточной Европы после Второй мировой войны в процессе интенсивной урбанизации. Этот процесс обычно связывается в странах Центральной и Западной Европы с индустриализацией и датируется периодом с середины XIX в. до начала Первой мировой войны. В Восточной и Юго-Восточной Европе он проходил под знаком социалистического планирования на полвека позже2.
В данном контексте особую актуальность приобретают выводы Фридриха Ленгера, представленные в недавно опубликованном им обзоре научной литературы по этой проблеме. По его мнению, не ...
Читать далее