Введение
В исторической литературе сложилось устойчивое мнение, что в каждом улусе-княжестве енисейских киргизов в XVII в. имелись городки-крепости, которые служили "в качестве убежища во время войн. В этом, видимо, было их главное назначение" [Абдыкалыков, 1968, с. 8]. С. В. Бахрушин, например, утверждал, что "кочевники, не имевшие постоянного местожительства, киргизы на случай опасности имели укрепленные убежища, где, выезжая против врагов, укрывали своих жен, детей и стада. Такое был острог недалеко от устья Абакана (здесь и далее курсив мой. - В. Д.), куда во время военной опасности "для крепости и опасения киргизские люди и иные разные роды отсылали жен своих и детей и лошадей и скотину, и всякие животы". На Июсе у них был даже свой "каменный городок"" [1955, с. 183]. Ему вторит А. Абдыкалыков:" ...о наличии киргизских "городков" русские служилые люди сообщали не раз. В одном из донесений говорилось: "Мы взяли у них три городка"" [1968, с. 8]. В работе Л. Р. Кызласова и К. Г. Копкоева список киргизских "городков" был расширен: "В стране хакасов в то время имелись определенные опорные резиденции князей - каменные крепости-"городки" и даже деревянные остроги, куда уходило население в случае военной опасности. Источники упоминают не только "Белый каменный город" - резиденцию-столицу "Больших кыргызов" XVII в. при слиянии Белого и Черного Июсов, но и "каменный городок" на Белом Июсе, "каменный городок ниже Сыды-реки", городок на р. Еник в Кизыльской земле, "киргизской острожек" близ Красноярского острога. В походе 1616 г. томские служилые люди взяли приступом три городка-крепости ("киргизских людей, и кызыльских, и бугасарских три городка высекли"). Крепость была и на Тагыр-острове, находящемся на Енисее близ устья Абакана (ныне Татарский остров). Как указано в одном документе, в эту крепость во время военной опасности "для крепости и опасения киргизские люди и иные разные роды отсылали жен своих и детей, и лошадей, и скотину, и всякие животы". Была еще пограничная ...
Читать далее