"ВЗВЕЙТЕСЬ, СОКОЛЫ, ОРЛАМИ": ОРНИТО-МОРФНАЯ СИМВОЛИКА В ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ВОИНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Постановка проблемы
Обратившись несколько лет назад к проблеме половозрастной стратификации донской казачьей общины, мы столкнулись с необходимостью разобраться сначала со спецификой внутренней организации ранних казачьих сообществ - так называемых вольных братств, которые уже к началу XVII в. объединились в единое Донское войско. В свою очередь решение этой задачи началось с выяснения общей символики группы и особенностей возрастного символизма в донском воинском сообществе.
Попытка вписать донское братство в общеславянскую (и шире - индоевропейскую) традицию, которая обычно связывала воинские мужские объединения с образом волка, закончилась неудачей. "Волчий след" просматривается в казачьей традиции (особенно выражено - у запорожских казаков), но в целом для Дона образ волка применительно к мужским сообществам не характерен. Донская фольклорная традиция прочно связала воина-казака с символом хищной птицы - сокола или орла. В самом полном сборнике донских былин и песен А. М. Листопадова образ волка не встречается ни разу, в то время как орнитоморфной символикой отмечена буквально каждая страница. Казаки называются в текстах братьями-соколами, противостоящими воронам; детально выписан образ старого орла; сокол и конь предстают в образах состязающихся богатырей. Только конь может соперничать с образом сокола; его образ в казачьем фольклоре представлен столь же широко и ярко.
Так же широко представлена орнитоморфная символика применительно к образу воина и в древнерусском фольклоре. В "Слове о полку Игореве" соколами и соколовичами называются князья Рюриковичи - Игорь, Всеволод, Владимир: "О! Далече зайде сокол птиц бья к морю"; "Уже, княже, туга умъ полонила; се бо два сокола слетеста с отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а либо испити шеломомъ Дону. Уже соколами крильца припешали поганых саблями, а самаю опуташа в путины железны" (Слово о полку... 1954:6, 8).
Характерно, что Рюриковичей называют соколами в тексте "Слова" и сами половцы; Гзак говорит Ко ...
Читать далее