К 70 -летию Великого Октября Советские исследователи не раз обращались к истории противоборства сил революции и контрреволюции в России, к изучению стратегии и тактики контрреволюции1 . Тем не менее остается малоисследованным ряд сложных и важных проблем. Среди них борьба российского пролетариата и крестьянства не только с капитализмом, но одновременно - и даже в первую очередь - с силами, которые были продуктом разлагавшихся, но все еще сохранявшихся остатков феодализма. На политической арене России эпохи революций, на их базе формировался лагерь самой махровой, промонархической контрреволюции. Это были как раз те силы, которые известны в науке как "вандейские".
В предлагаемой статье предпринимается попытка рассмотреть проблему казачества как одной из главных, наиболее организованных и стойких "вандейских" сил.
Один из показателей недостаточной разработанности проблемы, особенно бросающейся в глаза, - разнобой в терминологическом толковании как родового понятия "Вандея", так и производных от него - "русская Вандея", "вандейские войны", "вандейские силы". При этом затушевывается суть не только терминов, но и социально-классовая природа обозначающихся ими явлений. Контрреволюция вся предстает в литературе фактически на одно лицо. Достаточно наглядное представление на этот счет дают энциклопедические издания, к которым в первую очередь обращается читатель.
В начале 50-х годов слово "Вандея" в них рассматривалось как нарицательное "для обозначения очагов кулацкой контрреволюции". В 60-х годах "вандейские войны" были представлены как войны революционной Франции конца XVIII в. против контрреволюционных роялистских мятежей (СИЭ)2 . В 70-х годах в БСЭ были помещены по этой проблеме две статьи, противоречащие друг другу. В первой - "вандейские войны" - при разъяснении их сущности повторяются положения СИЭ, во второй - "Вандея" - это понятие объясняется с иных позиций. Французский департамент Вандея, говорится в ней, в конце XVIII - начале XIX в. стал центром инспирировав ...
Читать далее